Российская Космическая и Электронная музыка композиторов из России, это все "Станция Кассиопея".

00:00:00

От столицы и до Кассиопеи.

 

От столицы и до Кассиопеи. 50 лет… Полёт нормальный! Часть 1

…Вверх!

Полыхнуло… Сначала глухой рокот… Он перешёл в оглушительный грохот… Ещё вспышка… Тугие столбы раскалённой бушующей плазмы ударили в бетонную поверхность. Окружающий воздух взревел, перейдя мыслимый болевой порог… Пространство залило клубящимся багрянцем… Гигантская машина начала подниматься от поверхности, что бы там, уже на верху, в паре сотен километров встретиться с ещё более гигантской конструкцией, чтобы та, отбросив в невероятном сиянии потоки аннигилирующего вещества понесла семерых космонавтов в бездну пространства за 71 с лишним парсек от Солнца, к другой звезде откликнувшись на сигнал бедствия — на помощь Другим людям. Понесла навстречу опасным, невиданным приключениям.

 В кинополёт!

…Космонавты, коим было не старше 14 лет, в далёком 1973-м стартовали из великой, могучей державы — СССР, её столицы - Москвы на Звездолёте Аннигиляционном Релятивистском Ядерном более известный десяткам миллионам наблюдателей по сокращённой аббревиатуре, как «ЗАРЯ». Отправились в беспрецедентный кинополёт в неведомое — к созвездию Кассиопеи. ПОЛЁТ РЕАЛЬНЫЙ! НАСТОЯЩИЙ! Тем более, что вначале его прошла документальная информация, что: «события этого фильма, свидетелями которого вы станете, действительно имели место летом будущего года…» И прибыли ровно 50 лет назад к планетарной системе звезды Шедар – Альфе Кассиопеи. В связи с этими событиями, а также с юбилейной, «золотой» датой полёта сегодня мы тоже отправляемся вместе с семёркой юных советских космонавтов, как и тогда, полвека назад, в кино-исследовательскую экспедицию к звезде Альфе созвездия Кассиопеи, к одной из её планет, откуда поступил сигнал бедствия. Внимание! Ключ — на старт!

10, 9, 8 …3, 2, 1… Зажигание! Поехали!

Великая Мечта

 

Невиданное путешествие отважных отроков через глубины вселенной стало великой кинолегендой не менее чем для двух поколений юных мечтателей середины и конца 1970-х годов — тех, коим ныне порядка 50-ти, а то и почти под 60 лет. С гагаринского старта минуло едва десятилетие, но мы были твёрдо уверены — ещё чуть-чуть и до звёзд будет рукой подать. То была великая советская космическая мечта. И не было сомнений в осуществлении её. Среди творивших оную гениев-учёных, инженеров, космонавтов был Ричард Николаевич Викторов, режиссёр, романтик и его удивительный звёздный, техно-революционный проект — культовая картина—дилогия «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной». «Предстартовая» подготовка этой знаменитой космической киноистории началась ещё в 1970 году.

 

Покорить кинокосмос!

 

В минувшие 1960-е отечественный кинематограф переживал не самую худшую пору: приключения, мелодрамы, комедии, детективы, фильмы о войне, великолепная мультипликация. Отменные кассовые сборы. Однако бдительные чиновники Госкино почувствовали некоторое беспокойство. Особенно после 1968 года. На экраны Старого и Нового света вышла эпохальная «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика поразившая зрителя сверхреальными комбинированными «космическими» съёмками и эпическим размахом. Надо заметить, все эти космические корабли, орбитальные станции, эффекты с плавающими в состоянии невесомости астронавтами, были разработанным и сняты ещё за 11 лет до «Одиссеи» советским режиссёром Павлом Клушанцевым в научно-популярно-художественном фильме «Дорога к звёздам» (1957). Тем не менее, картина Кубрика стала новаторской, показав, что возврата к деревянно-картонным космическим кораблям и бутафорским иным мирам уже нет.

«Одиссея» всколыхнула мировой зрительский интерес к фантастике. Кинематограф первого в мире космического государства просто не имел права отмахнуться от факта, что Запад собирается обойти СССР в космической киногонке. Госкино потребовало от студии имени Горького в самые сжатые сроки запустить какой-либо фантастический проект. Любой! Желательно приключенческий, рассчитанный на подростковую аудиторию, поскольку та представляла собой будущих строителей космической сверхдержавы, а так же приносила самую ощутимую финансовую прибыль.

 

                                                        Сценарий… Полёт не возможен!

 

За литературный сценарий взялись известные драматурги Авенир Зак

и Исай Кузненцов за плечами которых был уже ряд картин, среди

которых комедия «Пропало лето» (1966) и приключенческая лента

«Достояние республики» (1971). В то время они, как и многие, писатели

увлекались фантастикой, но, все же прекрасно понимали, что сделать

полностью серьёзное произведение не смогут, а вот устроить что-то

более лёгкое, весёлое, ироничное, абсурдное, где-то авантюрное — 

вполне реально. И творческий тандем став «космическим» «улетел» в

просторы фантазии.

Сюжет будущего советского кинохита «Москва-Кассиопея»

пересказывать бессмысленно, поскольку он известен едва ли не

каждому читающему эти строки. Написание сценария, по признанию Исая Кузнецова, было весёлой работой, и они её делали с удовольствием. Литературная версия получила вторую премию на конкурсе сценариев, проводимом Министерством кинематографии, но всё же осталась лежать «на полке». Причина? Все режиссёры студии им. Горького, а потом и «Мосфильма» правдами и неправдами открещивались от «Кассиопеи», поскольку считали это жутко дорогой и абсолютно... невыполнимой.

 

«Вселенский» командир

 

Мало кто верил, что в нашей стране вообще способны достойно воплотить в жизнь столь невероятный замысел Зака и Кузнецова. В конце концов, оправдать высокое партийное доверие и «облететь» Запад в кинокосмосе, взялся уже вполне известный режиссёр Ричард Викторов («Третья ракета», 1963, «Переходный возраст», 1968), давно мечтавший заняться фантастикой. Тем более кино-космическому проекту выделили по тем временам такую же совершенно «космическую», сумасшедшую, сумму 1,5 миллиона рублей (старых, настоящих!). Правда, в результате экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч (но и этого  хватило с избытком).

Для справки: производство среднебюджетного полнометражного художественного фильма в СССР составляло 250—350 тысяч рублей.

Тачанки на Альфе

 

Прежде всего, Викторов схватился «не на жизнь, а на смерть» со сценаристами. Несмотря на свою оригинальность и большое количество «плюсов» сценарий был просто забит идеологическим мусором. Например, по изначальной задумке авторов, прилетевшие на выручку братьям по разуму ребята должны были носиться по чужому миру чуть ли не на тачанке и мочить роботов, захвативших планету Альфа (ставшую в режиссёрском сценарии — Варианой). Видимо сценаристы, подсознательно заимствовали противостояние белых и красных, как в Гражданской войне начала 1920-х годов: «белыми», понятное дело, были роботы и прочая агрессивная инопланетная машинерия, «красными» — наши ребята и дружественные аборигены. (Через несколько лет Лукас в своих сказочно-фантастических «Звёздных войнах» пошёл примерно по тому же пути).

Инициатором «идеологии», как ни странно, хотя и единожды, выступил сам режиссёр. Ричард Николаевич потребовал, что бы в фильме был эпизод, когда ребята—космонавты перед полётом приезжают на «Чайке» на Красную площадь и отдают пионерский салют. Кстати, в реальности подобный «обряд» действительно совершали перед полётом все советские космонавты (по крайне мере до начала 1980-х годов). Только вместо пионерского салюта взрослые «салютовали» по-военному.

Зак и Кузнецов расскандалились с Викторовым, говоря, что эта сцена будет слишком пафосной, фальшивой и не будет укладываться в стилистику фильма. Режиссёр всё же настоял. В последствие именно этот эпизод помог при сдаче картины пройти многие идеологические рогатки.

 

                    Жестокая, хищная Вариана

 

Сцены захвата биотехническими роботами—

исполнителями и

роботами—вершителями планеты пришлось

убрать полностью, поскольку они показались

слишком кровавыми и жестокими.

В режиссёрской версии присутствовал и

животный мир Варианы, причём, не только

детёныши «стрекозоидов» в виде загадочных

двигающихся белых пузырей, но и опасные

местные хищники - бедланги. Однако в

конечном итоге «стрекозоиды» во второй части

«Кассиопеи» сохранились, бедлангов пришлось

убрать по причине слишком сложных,

невероятно изощренных конструкций кукол-манекенов.

 

 

«ЗАЛПом» во вселенную?

 

Любопытно, что самый знаменитый в советской космической кинофантастике звездолёт, на котором юные космонавты отправились к далекой планете, в первоначальной версии назвался «ЗАЛП» (аббревиатура Звездолет Аннигиляционный, Прямоточный, Ядерный). Справедливо посчитав, что название несколько агрессивно, Викторов предложил более романтическое и «продвинутое» - «ЗАРЯ» (Звездолет Аннигиляционный, Релятивистский, Ядерный).

 

Москва –  и… не Кассиопея…   

                 

 Консультанты фильма — астрономы начали настоятельно предлагать Викторову поменять название фильма. Оказалось дело в том, что до Альфы Кассиопеи по расчетам ученых звездолёту потребовалось бы лететь не 25—27 лет, как в сценарии, а все... 300! Была предложена звезда Тау созвездия Кита, где научно предполагалась (ныне это почти известнонаверняка) планетарная система с возможной разумной жизнью. Тем более лететь до неё «всего» четыре года. Фильму собрались дать название «Тау Кита, илиОтроки во вселенной». Сюжет картины из-за короткого расстояния до звезды грозил вообще

развалиться. И режиссёр настоял на Кассиопее…

Незадолго до одиннадцатой годовщины полёта Юрия Гагарина,

21 марта 1972 года проект «Москва—ассиопея» был полностью

утверждён Госкино и запущен в производство.

...Запад встревожен — русские строят суперзвездолёт.

Режиссёр — космический преступник!? Когда Спилберг в восторге.

«Заря» — зависть космонавтов. «Пацаны, в космос не хотите?» — как набирался экипаж звездолётчиков. Старт! «Заря» — мусор —  «Заря»: когда кончается воздух. Десант на Вариану: «Я едва не сгорел при посадке.» …Об этом во второй части  программы нашей исследовательской экспедиции удивительного советского кинополёта от Москвы до самой Кассиопеи.

 

 

Старт с «нештатной ситуацией»

 

В исторический день, 29 августа 1972 года начались съемки самого популярного и самого кассового за всю историю отечественного кинематографа, фантастического фильма, как сейчас бы сказали, блокбастера, «Москва - Кассиопея». Традиционного у русских кношников разбивания «на удачу» тарелки и команды «Мотор!», увы, в этот день так и не произошло - на студии

имени Горького в этот день не оказалось... цветной

киноплёнки. Вся партия, пришедшая с производственного

предприятия «Свема» оказалась бракованной. Лишь спустя

неделю группа разбила тарелку и сняла первый эпизод

«У школы», где будущий командир звездолёта «Заря» Витя

Середа искал автора лирической записки переданной

ему на сборе астрономического кружка.

 

                                                Мечта и зависть космонавта

 

Далее, после съёмок ряда «земных» сцен наступил

внезапный простой. Декорации интерьеров звездолета «Заря»

предложенные художником Константином Загорским оказались

настолько сложными, изобилующими

мелкими техническими деталями, что построить их в запланированные два - три месяца не удалось. Процесс создания корабельных помещений в павильоне №5 студии им. Горького: два одинаковых отсека управления (один со специальными приспособлениями для съемок невесомости), биоцентр, медицинский отсек, учебная комната, отсек «Сюрприз», где герои фильма могли моделировать самые разные интерьеры и уголки природы, жилые каюты, коридоры, стартовый ангар, занял аж девять месяцев! А ещё была постройка (в натуральную величину!) десантных «шаттлов» - капсул, на которых юные космонавты должны были высадиться на чужую планету! Но «игра», как говорится, «стоила свеч»: зайдя в рубку «Зари» космонавт Береговой просто ахнул и мечтательно произнёс: «Эх, мужики, вот нам бы такой корабль! Настоящий...»

 

Отряд юных кинокосмонавтов

 

...Незадолго до одиннадцатой годовщины полета Юрия Гагарина, 21 марта 1972 года проект «Москва-ассиопея»

был полностью утверждён Госкино и запущен в производство,а уже в начале апреля Ричард Викторов занялся главными героями. Найти подходящих космонавтов-школьников оказалось делом не простым. Режиссёром и ассистентами было просмотрено более тысячи мальчишек, и девчонок 12-13 -летнего возраста горящих желающих лететь в космос.—  Командира звездолета «Заря» и научного руководителя экспедиции Виктора Середу  - Мишу Ершова нашли,

совершенно случайно. На репетиции парада, посвященного

Дню рождения доблестной пионерии, к Ершову подошла

ассистент режиссёра. Приняв её поначалу за злобную тетку,

которая собирается заставить его нести тяжелые плакаты,

мальчуган хотел тут же драпануть прочь. Однако ушлая

женщина всё же успела всучить ему приглашение на

фотопробы.

—  Первый пилот и бортинженер звездолёта Павел

Козелков - Саша Григорьев удрал с контрольной по

алгебре - вместо решения уравнений решил заделаться

космонавтом-актёром и сам пришёл на пробы.

—  Штурман Михаил Копаныгин - Володя Савин имел уже

опыт в кино и был приглашен самим Викторовым.

—  Экзобиолога «Зари», «холодную» красавицу Варвару Кутейщикову - Олю Битюкову нашли в самый последний момент. О ней случайно вспомнил сам Викторов, поскольку был дружен с отцом Оли, актером Борисом Битюковым.

—  Врача звездолета Юлию Сорокину - Надю Овчарову обнаружили в хоре Института художественного воспитания под руководством Соколова. Поскольку девочка оказалась слишком красивой, режиссёр, дабы не затмевать «главную» даму-космонавта Кутейщикову, водрузил на нос Нади очки в строгой черной оправе по типу своих собственных.

—  Геолог экспедиции Екатерина Панфёрова - Ира Попова была в картотеке студии им. Горького, поскольку уже успела сняться в двух детских фильмах.

—  Ну а «космического зайца» рыжей масти, «спеца по внеземным цивилизациям», Федьку Лобанова (он же - Лоб) - Володю Басова привела едва ли не силком, его мама, актриса Наталья Фатеева.

Самым «хитрым» и загадочным  персонажем «Кассиопеи» - ИОО (этакий современный «волшебник» - «спецагент», «человек в чёрном») стал Иннокентий Смоктуновский.

Надо заметить проект Викторова блистал участием взрослого созвездия актёров: Лев Дуров, отец и сын Меркурьевы, Наталья Фатеева, Раиса Рязанова. В целях экономии финансовых средств, а также собственных душевных сил, режиссёр снял заодно и всю свою семью (в эпизодах): актрису Надежду Семёнцову, пятилетнего сына Колю и дочь Анну.

Интересно, что если юные кинокосмонавты с энтузиазмом рвались к Альфе Кассиопеи - звезде Шедар, то взрослые, в лице Льва Дурова и Смоктуновского высказывали полное неверие в успех фильма.

 

 

«Чуда» добился инженер-конструктор киногруппы Валерий Павлотос, создав один из самых удивительных кадров в «Кассиопее»: пилот Козелков бежит в магнитных ботинках по стенам и потолку коридора звездолёта, мимо сидящего на полу Вити Середы (он ботинком приклеился суперклеем Лба), затем в коридоре появляется парящий в невесомости Копаныгин…

Декорацию коридора построили внутри каркаса с использованием узлов от цилиндрической …печи (списанной на заводе) по перемалыванию щебня в цемент, длиной около 20 метров, диаметром в 3 метра. Установили сооружение на ролики. По команде «Мотор! Съёмка…» помощники киногруппы тянули тросы, плавно вращая декорацию вокруг собственной оси. Кинокамера оператора по этой же оси вращалась вместе с «коридором». Приклеенный Миша Ершов (командир Середа) был действительно «приклеен» жёстким креплением к полу и поворачивался вместе с декорацией, Саша Григорьев (пилот Козелков) тем временем при вращении декорации передвигался то по стене, то затем, по потолку коридора.

Теперь легко догадаться, как всё смотрелось в кадре киноаппарата...

Что бы ещё более усилить эффект невесомости и динамики, в дальнем конце коридора появлялся парящий в воздухе штурман «Зари» Копаныгин - под комбинезон Володи Савина инженер Павлотос спрятал специальный корсет и парнишку «пристыковали» к длинной металлической трубе, невидной за телом юного актёра. По команде режиссёра Володю «выдвигали» на этой трубе в коридор и вращали её. В кадре - Копаныгин «парил» в «невесомости»…

Как результат трудов кинематографистов - невероятно реалистичная, эффектная, беспрецедентная в истории мировых комбинированных съёмок связанных с изображением невесомости - сцена, поставившая в восторженный тупик  не только отечественных, но в первую очередь голливудских киноспецов, «обрывающих» телефоны студии им. Горького в надежде узнать секрет...

Отмечу, что все (!) трюки, даже тяжёлые и сложные, в обеих частях дилогии актёры-школьники выполняли без каких-либо дублёров.

 

 

Режиссёр -  …шпион!

 

Полностью построенная к кинокосмическому полету «Заря» была готова лишь к концу июля 1973 года. Но за пару месяцев до того, режиссёра Ричарда Викторова и оператора — постановщика Андрея Кириллова едва не обвинили в... шпионаже!  Киношники собрались снимать один из самых грандиозных, кульминационных эпизодов фильма - старт звездолёта. Подготовили масштабную декорацию космодрома и... В общем, весь отснятый материал был немедленно... изъятсоответствующими органами, поскольку, не смотря на фантастический антураж, он оказался слишком... реалистичным! В то время, многое, что было связанно с освоением космоса, в СССР было засекречено (впрочем, как и в США), а потому киношники могли запросто попасть под статью «шпионаж и разглашение государственной тайны». Не помогло и вмешательство главного

консультанта проекта, лётчика-космонавта Георгия Берегового. Снятое не вернули. Викторову, к большой досаде, пришлось прибегнуть к монтажу и незапланированным комбинированным съёмкам. Потому старт «Зари» получился не стольвпечатляющим. Правда вся остальная масса оптических спецэффектов и трюковых съемок сторицей компенсировала неудачу со стартом.

 

                                   Трое в невесомости

 

Взять ту же невесомость - один из самых

сложно-постановочных в фантастическом

кинематографе киноэффектов. Сам знаменитый

Стивен Спилберг, просматривая «Кассиопею»,

был в полном восторге и… недоумении: как

русским, теперь уже 50 лет назад, без

компьютерных технологий удалось снять такие

реалистические кадры с парением человека в

воздухе? Да ещё обойти самого Стэнли Кубрика

с его эпохальной «Космической одиссеей 2001

года»! У него, в сценах с невесомостью мог

фигурировать лишь один человек, у русских в

кадре действовали сразу трое космонавтов!

 

 

Лоб-каскадёр

 

К примеру, по ходу действия фильма «космический заяц» рыжий Федька  вывалился в открытый космос в огромном треугольном мусорном пакете

(см. иллюстрацию). Володю Басова исполнявшего роль

Лба действительно запаковали в твердый пластиковый

мешок. Мастера по комбинированным съёмкам супруги

Шолины на фоне чёрного бархата (куда затем было

«впечатано» звёздное небо) на специальной подвеске

тягали бесконечное число дублей скрюченного,

с трудом дышащего в прозрачном пластиковом пакете,

Вовку. Может поэтому зрители, и увидели столь

реалистичные страдания незадачливого «зайца».

…В августе 1973 года вся съёмочная группа

«Кассиопеи» отправилась на чужую планету.

 

Десант на Вариану: «Я едва не сгорел при посадке.»

Космическая мода и серебряные пальцы. Тайна

сумасшедшего смеха космонавтов.

«Осчастливливание» в полста кг. Чужая солёная

планета. Эта тяжелая «роботская» жизнь: может ли

робот окосеть?  «Ты укантропупен - теперь ты «дефектный»! Зов роботов: голоса людей или машин? Триумф и международно-итальянский Астероид… Об этом в финальной части нашей исследовательской экспедиции по курсу легендарного советского кинополёта от Москвы до самой Кассиопеи.

 

 

От столицы и до Кассиопеи. 50 лет… Полёт нормальный! Часть 3

 

…И так, сегодня, как я и обещал, мы продолжаем программу исследований самого, пожалуй, легендарного и успешного за всю историю отечественного

фантастического кинематографа

проекта — дилогии режиссёра Ричарда Викторова

«Москва-Кассиопея» - «Отроки во вселенной»,

первой части которой исполнится ныне 

50 юбилейных, золотых лет.  В связи с этим весь

наш дружный зрительско-читательский экипаж в

настоящий момент ожидает рискованная высадка

в чужой и опасный мир далёкой планеты Вариана 

расположенной в системе звезды Шедар - альфы

созвездия Кассиопеи… А сейчас вперёд - в

открытый космос!

…В августе 1973 года вся съёмочная группа

«Кассиопеи» отправилась на чужую планету.

Таинственные пейзажи Варианы Ричард Викторов

и оператор Андрей Кириллов нашли в Крыму, под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Здешняя земля была изрыта заросшими воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект.

 

 

Отроков - во вселенную!

 

Плодотворно работая в киноэкспедиции Викторов начал быстро понимать, что съёмочного материала становиться все больше и больше. В задуманный стандартный односерийный формат «Москва-Кассиопея» уже никак не вмещалась. Режиссёр стал волноваться. К счастью вскоре на съёмки прилетел директор картины и сообщил, что Госкино утвердил проект второй части фильма. Обрадованный таким поворотом Викторов немедленно окрестил продолжение давно припасенным рабочим названием. Так появились «Отроки во вселенной».

Муки Лба и страдания Агапитовы

 

Порядки на съёмочной площадке были спартанские и юные актёры, несмотря на изматывающие дубли, работали самоотверженно и с энтузиазмом. Своеобразный рекорд побил Володя Басов. Свою фразу с ключом управления и исчезающими креслами, — «По-моему, это сделал я!» — ему пришлось повторить в течение 20 дублей. Ему же, как и Вадиму Ледогорову, исполнившего роль инопланетного подростка Агапита, пришлось ради искусства пережить немало неприятных деньков. А всё из-за причёсок. Герой Басова — Федька Лобанов, он же сокращённо — Лоб, по сценарию должен быть вызывающе рыжим. Брюнета Володю перекрасили в соответствующую масть. 14-летнего Ледогорова—младшего щеголявшего роскошной шевелюрой, в целях «космической ассимиляции» побрили, согласно сценарию, полностью «под ноль». В школе мальчишкам просто прохода не давали. Обидные насмешки и шуточки над «рыжим» и «лысым» прекратились только после выхода фильма на экраны... 

Тайна хохота  «отроков»

 

В октябре 1973-го, вернувшись в Москву, группа занялась павильонными съёмками…

В последствии, среди отснятых сцен, зрители выделили самый загадочный, непонятный эпизод в фильме, где показан странный, если не сказать, какой-то «наркотический», но всё же такой заразительный смех Козелкова, Кутейщиковой и Лобанова в «профилактической камере»

роботов. Над чем смеялись по задумке режиссёра

«отроки»? Сие неизвестно и поныне. Интересно, что в

литературной и в той же режиссёрской версии сценария

фильма эта сцена вообще отсутствует. Известно только,

что такого заразительного смеха режиссёр добился от

ребят, показывая за кадром новую серию популярного

мультика «Ну, погоди!» (третий выпуск).

 

                                                 Чары Зова роботов

 

Саундтреком фильма, занимался композитор Владимир

Чернышов. Наибольшие творческие муки ему принёс

знаменитый «Зов роботов» посредством которого

машины заманивали жителей Варианы на свои

зловещие «пункты осчастливливания», где они превращались в зомбированных «счастливых болванов». Труд для Чернышова был адский. Какие-либо аналоги музыкальных произведений отсутствовали. Но композитор всё-таки своего добился: синтезаторные звуки, грозные ноты, неземные, сладко-тревожные голоса. Одним словом — «зов»! Ну а зовущие и опасные голоса варианских «сирен» воплотили в жизнь певицы популярного в 1960-70-х годах квартета «Аккорд».

 

 

Триумф от столицы и до Кассиопеи

 

«Москва-Кассиопея» была смонтирована, озвучена и полностью готова в декабре 1973 года, а 25 числа, в 11 часов утра была принята худсоветом студии имени Горького. Руководство в полном восторге запустило первую часть дилогии в прокат на зимние школьные каникулы Нового 1974 года, для начала, как говорится «на пробу», в Москве. Видя, какую реакцию у зрителей

вызвал необычный фильм, было решено

отпечатать больше копий и запустить картину

первыми экранами во всех детских (иногда и

взрослых) кинотеатрах СССР в сентябре. Успех

был просто феноменальным, а после выхода на

следующий год «Отроков» эффект был подобен

взрыву бомбы.

Толпы подростков (и родителей) атакующие

кассы кинотеатров. Небывалая вспышка

интереса школьной молодежи (и не только) к

освоению космоса.

Это был просто какой-то звездно-романтический угар!

О кассовых сборах фильмов в СССР было как-то не принято говорить, но о дилогии Викторова, спустя многие годы, появились кое-какие цифры. Суммы, полученные Госкино с проката тех же «Отроков во вселенной» были астрономическими (судя по всему, сборы первых «Звёздных войн» Лукаса и близко не пролетали). Так на деньги, вырученные только за один месяц (!) проката «Отроков» в течение двух лет могли быть полностью обеспечены все школы (включая музыкальные, художественные, спортивные), детские лагеря отдыха, Дворцы пионеров, Станции юных техников, детские сады и детские больницы СССР!

 

 

Опасная посадка

 

Для съёмок полёта и посадки одного из «шаттлов» звездолёта «Заря» - разведывательной капсулы с тремя «отроками» на борту была построена специальная подвесная канатная дорога. Трюк с посадкой и вспышкой тормозных двигателей едва не окончился плачевно. «Мы сидели в капсуле, под ней чего-то зажгли - вспоминала актриса Ольга Битюкова исполнявшая роль экзобиолога Вари Кутейщиковой - Викторов остался недоволен эффектом. Решили сделать дубль. На специальный железный противень насыпали какой-то горючей гадости и подожгли. Взвился огонь и, движимый ветром, бросился на камеру и режиссёра, стоявшего рядом».  У оператора обгорели ресницы и брови, а на Викторове вспыхнула куртка. К счастью дежурившие пожарные подоспели вовремя

 

О моде космической

 

Как и положено разведчикам чужих планет, космонавты высадились на планету Вариана в специальных защитных скафандрах-комбинезонах. Роскошные, сверкающие серебром костюмы были пошиты из экспериментальной ткани. Поначалу все «отроки», особенно девочки, обрадовались такой красоте, но вскоре страшно разочаровались. «Серебро», которым была покрыта ткань, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актёров. После

двух-трёх дублей ходили полностью чумазые.

Когда они умывались, то с рук текла вода

серо-коричневого цвета. А ещё в этих эффектных

космических «шмотках» было страшно жарко.

А вот рабочую униформу из плотной светлой ткани

экипаж «Зари» оценил. К сожалению, никому из

героев не разрешили оставить на память

какой-нибудь уникальный космический

костюм - реквизит пришлось сдать до пуговицы.

Говорят, что девочкам жутко нравились сапожки с

якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из

удивительно мягкого материала, а их платформа

свела бы с ума самых утонченных модниц того

времени. Правда, подошвы этих сапожек были из

специального ...картона.

 

                               

Вершители, исполнители, дефектные…

 

Юные космонавты, прибыв к цели своего полета - на планету Вариана, столкнулись с оккупировавшими эту планету биотехническими роботами-исполнителями и их «командованием» — роботами-вершителями. Актёрам, исполнявшим роли этих техно-агрессоров пришлось наиболее тяжело. «Упакованы» они были в удивительные костюмы из толстой прорезиненной синтетики. Головы исполнителей - резиновые купальные шапочки, утыканные настоящими гвоздиками (общий вес от трёх до пяти килограмм), плюс грим, плюс крымская жара. Конечно, это было всё оригинально и в мировом кинематографе, на тот момент, не имело аналогов, но актёров - «роботов» это не слишком волновало: скорее бы под прохладный душик.

«Вершителям» пришлось ещё сложнее. Помимо костюма (в отличие от черных «исполнителей» - ослепительно белых) для зловещего эффекта на лица актёров крепились очки - линзы с множителями из четырех составляющих. Естественно перед глазами всё четверилось. «Вершители» после каждой съёмки ругались по-чёрному, поскольку на некоторое время они вообще затруднялись ориентироваться в пространстве: натыкались на стены, людей и даже падали.

Ещё один вид разумных инопланетных машин - «дефектных» робота-няньку и робота-механика Викторову обещал сделать автомеханик центрального Дворца пионеров Москвы. С задачей не справился и Викторов с досады укантропупил самого «робототехника» и его помощника-слесаря в полые металлические тела. Так и сняли... Любопытно, что робот - механик в фильме говорил голосом самого режиссёра Ричарда Викторова.